Главная » Информационное обеспечение » Материалы12 » Высотное строительство » Высотные здания и повышенная потенциальная опасность

Высотные здания и повышенная потенциальная опасность

 

Разработка единого общесистемного раздела проекта «Обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности комплекса» должна обеспечить согласованность, консолидацию и целенаправленность предлагаемых архитектурно-планировочных, инженерно-технологических и технических систем проектируемых объектов в интересах обеспечения их комплексной безопасности и антитеррористической защищенности. Мировой опыт (и Москва не является, к сожалению, исключением) свидетельствует о том, что высотным зданиям присуща повышенная потенциальная опасность — и они могут стать объектами достижения преступных целей различного рода террористических и экстремистских организаций. Безопасность людей, находящихся в зданиях, может быть наилучшим образом обеспечена, когда меры защиты от чрезвычайных ситуаций и преступных посягательств предусматриваются на этапе проектирования комплекса.

Однако специалисты знают, что существующая нормативная база проектирования не отвечает современным требованиям в области безопасности высотного строительства. Для ее совершенствования необходимо привлечение профессионалов, поскольку в силу своих особенностей проблемы обеспечения безопасности указанных объектов требуют разработки и реализации специальных мер — razgovorodele.ru. С этой целью решением мэра Москвы образована Межведомственная комиссия по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности высотных сооружений г. Москвы. На комиссию возложены координация, согласование, а также контроль разработки и реализации мероприятий по проведению единой политики города в сфере безопасности и антитеррористической защищенности высотных, уникальных и экспериментальных зданий и комплексов.

Первоочередной задачей является разработка единых нормативных документов, направленных на обеспечение безопасности указанных сооружений и обязательных для исполнения всеми участниками их инвестирования заказа, проектирования, строительства и эксплуатации.

Очевидно, что потребуется определенное время для разработки и согласования необходимых документов, и этот путь желательно пройти как можно быстрее. Однако уже сегодня инвесторами представляется на рассмотрение целый ряд проектов. В этой связи экспертный анализ, проведенный членами межведомственной комиссии, позволил выявить некоторые общие недостатки, присущие этим проектам, имеющие принципиальное значение для обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности проектируемых зданий.

Ниже в общих чертах рассмотрены некоторые из них.

1. Как правило, вопросы, связанные с обеспечением безопасности зданий, распылены по различным разделам проектной документации, что не только затрудняет понимание общей картины, но главное — не позволяет выстроить взаимоувязанную систему решений, призванных обеспечить безопасность и антитеррористическую защищенность объектов. Это является следствием отсутствия целостной концепции обеспечения безопасности, которая бы определяла общие решения построения системы безопасности здания. Комиссия считает, что выделение в проектной документации отдельного раздела «Обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности» позволило бы с методической точки зрения комплексно подойти к проектированию соответствующих систем.

2. Принимая во внимание необходимость комплексного подхода к обеспечению безопасности многофункциональных высотных зданий и комплексов, осуществление целенаправленной политики города в этой сфере, представляется целесообразным увязывать решения в области обеспечения безопасности зданий с их архитектурно-планировочными решениями и особенностями окружающей инфраструктуры города — razgovorodele.ru. В связи с этим необходимо определять наиболее уязвимые элементы в конструкции, поэтажной компоновке и инженерных системах жизнеобеспечения, что позволит конкретизировать необходимые требования к системам безопасности, а соответственно и технико-планировочным решениям по их построению. Анализ окружающей городской инфраструктуры следовало бы проводить для того, чтобы учесть влияние возможных угроз, исходящих от составляющих ее объектов, на безопасность здания и предусмотреть необходимые меры защиты.

 

3. Целесообразно очень тщательно прорабатывать вопросы интеграции технических систем безопасности комплекса в единую систему безопасности города, учитывая необходимость мониторинга высотных сооружений в рамках городской системы мониторинга и обеспечения безопасности населения и критически важных объектов. Необходимо учитывать, что такая система является комплексной и включает как органы государственной власти города и федеральные органы обеспечения безопасности, действующие на территории города, так и комплексы городского управления энергетикой, коммунальным хозяйством, транспортом, связью и другими сферами. В этой связи было бы целесообразным предусматривать соответствующие меры и средства взаимодействия как для этапов заблаговременного предупреждения возможных чрезвычайных ситуаций, так и при оперативном их выявлении, а также локализации и ликвидации возникающих последствий.

4. Важно обеспечить взаимоувязанное функционирование систем безопасности с инженерными системами проектируемых комплексов. Эффективность мер противодействия возможным угрозам во многом зависит от закладываемых возможностей их совместной работы.

5. Принципиальное значение имеет разработка схемы зонирования проектируемых объектов и прилегающей территории с тем, чтобы определить особенности решений по построению систем обеспечения безопасности в этих зонах. Очень часто зонирование безопасности подменяют функциональным зонированием, что, на наш взгляд — вещи связанные, но далеко не тождественные.

6. Особое значение приобретают вопросы организации управления безопасностью зданий. Сюда входят решения по размещению и организации функционирования пунктов диспетчеризации и управления здания, решения по построению систем организации управления эвакуацией людей и многое другое. Очень часто приходится видеть решения, когда пункты диспетчеризации инженерным оборудованием, охраны и контроля доступа, видеонаблюдения и пожарной сигнализации разделяются, находятся на различных этажах, и не предусматривается их согласованное взаимодействие. Такие решения заведомо затрудняют обеспечение согласованных действий служб в интересах безопасности людей.

Помимо рассмотренных важнейших вопросов было бы целесообразно при разработке проектов обращать также должное внимание и на следующее:

— определение маршрутов и зон эвакуации людей по прилегающей территории с учетом подъездных путей спецмашин и техники, организации внутреннего и внешнего оцепления территории;
— использование дополнительных экстренных средств эвакуации, например, вертикальных спасательных шлангов, в тех случаях, когда основные средства не позволяют обеспечивать эвакуацию людей в требуемый промежуток времени — razgovorodele.ru. Во всех рассмотренных проектах количество, конструкция и расположение лестничных пролетов не отвечают требованиям в отношении времени эвакуации людей из здания в экстренных случаях. Иногда расчеты времени эвакуации людей даже не представляются;
— целесообразность оценки взрывоустойчивости комплекса и определения рисков прогрессирующего обрушения конструкции для обеспечения антитеррористической безопасности;
— необходимость мер защиты от возможности таранного прорыва транспортных средств, а также определения комплекса инженерно-технических и антитеррористических средств защиты зданий;
— размещение камер хранения вещей и взрывогасящих устройств;
— выполнение расчетов надежности и живучести функционирования систем безопасности комплекса;
— использование средств активной защиты систем здания, а также средств обеспечения его информационной безопасности.

В исходно-разрешительной документации должны быть определены модели угроз и заданы комплексные требования к обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности зданий.

В проектах должна быть предложена целостная система решений и сформулирован концептуальный подход к обеспечению безопасности пребывания людей на объектах высотного строительства.

Разработка единого общесистемного раздела проекта «Обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности комплекса» должна обеспечить согласованность, консолидацию и целенаправленность предлагаемых архитектурно-планировочных, инженерно-технологических и технических систем проектируемых объектов в интересах обеспечения их комплексной безопасности и антитеррористической защищенности.

Оставить комментарий