Сначала немного истории. В начале 1990-х годов комиссией союзного парламента,
созданной для проработки вопросов по совершенствованию системы безопасности
страны, были определены необходимые задачи государственных структур по выработке
и реализации такой политики национальной безопасности, которая учитывала бы:
• интересы личности, общества и государства;
• угрозы, оценку возможностей парирования угроз и защиты интересов;
• задачи, функции, структуры и органы, меры противодействия;
• доктрину, концепцию национальной безопасности, концепцию информационной
безопасности.
Комиссия пришла к выводу, что общенациональная безопасность реализуется в
двух измерениях: общественном и государственном, и подразделяется на внутреннюю
и внешнюю в зависимости от источников угроз, опасностей и рисков для жизненно
важных интересов. Первоосновой безопасности является безопасность личности, что
предопределяет безопасность гражданского общества и легитимность государства.
Для обеспечения национальной безопасности необходима система, включающая
совокупность законодательных актов и созданных на их основе структур и
механизмов взаимодействия по защите интересов субъектов правоотношений. При
этом устойчивость системы должна основываться на общенациональном согласии.
Одной из основных составляющих системы обеспечения национальной безопасности
была названа информационная безопасность. В качестве условий реализации
указанных алгоритмов и задач построения безопасного гражданского общества в
информационной сфере были предложены: переход от идеологизированного общества к
информационному, научное прогнозирование и моделирование решения возникающих
проблем на альтернативной основе, законодательное регулирование и защита
информационной деятельности при обеспечении достоверности, открытости и свободы
информации, освобождение сознания людей от стереотипов тоталитаризма и
прекращение психологической войны политического руководства против народа в
любых формах ее проявления.
Известна формула безопасности, закрепленная с 1992 года в Законе РФ «О
безопасности» как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности,
общества и государства от внутренних и внешних угроз». Исходя из этого, к
основным объектам безопасности относятся:
• личность (ее права и свободы);
• общество (его материальные и духовные ценности);
• государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальная
целостность).
Одновременно с этим государство, организации и граждане относятся и к
основным субъектам обеспечения безопасности. Главную роль из них в этом играет
государство, которое в соответствии с действующим законодательством должно
обеспечивать безопасность каждого гражданина, а также социальную и правовую
защиту гражданам и организациям, оказывающим содействие в обеспечении
безопасности в соответствии с законом. В то же время закрепленные в этом законе
положения нельзя назвать полными и достаточными, так как они не раскрывают
механизмов определения интересов, их соотношения и реализации, что обусловлено
рядом нерешенных проблем, в том числе методологического порядка.
Таким образом, национальная безопасность включает в себя три составляющие:
государственную безопасность, общественную безопасность и безопасность человека
(личную безопасность). Если первая прямо связана с противодействием угрозам,
независимости и территориальной целостности страны, оборонному потенциалу,
конституционному строю и связана с защитой институтов, обеспечивающих
безопасность этих ценностей, то вторая отражает потребность защиты общественного
порядка, собственности во всех ее формах, безопасности личности; третья же
характеризует защищенность интересов, прав и свобод человека.
Взаимозависимость этих трех составляюих национальной безопасности очевидна.
Отсюда возникает следующая проблема в определении национальных интересов -
установление соотношения интересов личности, общества и государства.
Ослабление любой из этих составляющих - ущерб для страны в целом и для
конкретной личности, в частности, но и перекос в определении приоритетов также
не менее опасен. Превращение, например, в 1930-е годы государственной
безопасности в абсолютную величину (тождественно равную национальной
безопасности) привело страну к террору, к массовому уничтожению граждан,
подавлению общества и личности, оценке их интересов лишь через призму интересов
государства. Государственная безопасность тогда следовала политической формуле:
народ и общество для государства. В конце 1980-х - начале 1990-х годов
объявленный приоритет общественной безопасности, обусловленный приоритетом целей
и задач построения гражданского общества, сопровождался разрушением структуры
органов государственной безопасности, что (осознанно или неосознанно)
оправдывалось стремлением утвердить принцип правового государства: государство
для личности и общества.
Если проанализировать эволюцию подхода к решению этого
вопроса, то можно выделить три основных принципа в установлении соотношения
интересов личности, общества и государства: приоритет интересов - паритет
интересов - баланс интересов. Очевидно, более предпочтительным является
принцип баланса интересов как принцип, позволяющий наиболее полно учитывать
интересы каждого субъекта в конкретных исторических и иных условиях обстановки.
|