Профессиональная тайна — защищаемая по закону информация, доверенная или ставшая известной лицу (держателю) исключительно в силу исполнения им своих профессиональных обязанностей, не связанных с государственной или муниципальной службой, распространение которой может нанести ущерб правам и законным интересам другого лица (доверителя), доверившего эти сведения, и не являющаяся государственной или коммерческой тайной.
Информация может считаться профессиональной тайной, если она отвечает следующим требованиям (критериям охраноспособности права): • доверена или стала известна лицу лишь в силу исполнения им своих профессиональных обязанностей; В соответствии с этими критериями можно выделить следующие объекты профессиональной тайны: 1. Врачебная тайна — информация, содержащая: • результаты обследования лица, вступающего в брак; 2. Тайна связи — тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. 3. Нотариальная тайна — сведения, доверенные нотариусу в связи с совершением нотариальных действий. 4. Адвокатская тайна — сведения, сообщенные адвокату гражданином в связи с оказанием ему юридической помощи. 5. Тайна усыновления — сведения об усыновлении ребенка, доверенные на законном основании иным лицам, кроме судей, вынесших решение об усыновлении, и должностных лиц, осуществляющих государственную регистрацию этого усыновления. 6. Тайна страхования — сведения о страхователе, застрахован’ ном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц, полученные страховщиком в результате своей профессиональной деятельности. 7. Тайна исповеди — сведения, доверенные гражданином священнослужителю на исповеди. Служебная тайна — защищаемая по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости. Служебная тайна является видом конфиденциальной информации, и право на служебную тайну выступает самостоятельным объектом права. Для осуществления ее правовой охраны и защиты необходим специальный Федеральный закон «О служебной тайне». Информация может считаться служебной тайной, если она отвечает следующим требованиям (критериям охраноспособности права): • отнесена федеральным законом к служебной информации о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен по закону или в силу служебной необходимости (собственная служебная тайна); Информация, не отвечающая этим требованиям, не может считаться служебной тайной и не подлежит правовой охране. В действующем законодательстве приводится перечень сведений, которые не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения: • акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации; Таким образом, к основным объектам служебной тайны можно отнести такие виды информации, как: 1) служебная информация о деятельности федеральных государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом в целях защиты государственных интересов: военная, тайна; тайна следствия (данные предварительного расследования либо следствия); судебная тайна (тайна совещания судей, содержание дискуссий и результатов голосования закрытого совещания Конституционного суда Российской Федерации, материалы закрытого судебного заседания, тайна совещания присяжных заседателей или в силу служебной необходимости, порядок выработки и принятия решения, организация внутренней работы и т.д.); 2) охраноспособная конфиденциальная информация, ставшая известной в силу исполнения служебных обязанностей должностным лицам государственных органов и органов местного самоуправления: коммерческая тайна, банковская тайна, профессиональная тайна, а также конфиденциальная информация о частной жизни лица. Особенность правоотношений в этой области состоит в том, что если во втором случае государственные органы и их должностные лица обязаны обеспечить (гарантировать) сохранность «чужой» тайны, ставшей известной им по службе, в объеме сведений, переданных ее владельцем, то в первом случае они самостоятельно в соответствии с законом определяют объем своей служебной тайны и режим ее защиты. |