Совершенствование способов совершения актов терроризма повлекло за собой необходимость принятия ряда мер, направленных на усиление защиты воздушного транспорта от посягательств извне. Преобразования в системе авиационной безопасности, связанные с активизацией террористической деятельности против воздушного транспорта, характеризуются, прежде всего, рядом новых государственных законодательных актов, направленных на защиту гражданской авиации. В первую очередь, это Закон РФ № 20-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер авиационной безопасности на воздушном транспорте», введение в действие приказом Минтранса РФ № 142 от 28 ноября 2005 г. новых Федеральных авиационных правил, приказ Минтранса России от 30 сентября 2005 г. № 117 «О внесении изменений и дополнений в Руководство по досмотру пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов».
Изменения, внесенные в законодательные акты РФ в связи с осуществлением авиационной безопасности на воздушном транспорте в аэропорту, в основном реализованы.
Особое место в череде вновь возникающих задач занимает использование технических средств, позволяющих поднять уровень защиты объектов на территории республики, населения, транспортных артерий на новый качественный уровень.
Руководство, к примеру, «Международного аэропорта Казань», службы, обеспечивающие безопасность, поэтапно решают задачи противодействия терроризму, стремятся максимально обеспечить защиту пассажиров и инфраструктуры аэропорта. За последние годы, благодаря поддержке Правительства Республики Татарстан, удалось сделать многое — razgovorodele.ru. Было закуплено три рентгенотелевизионных интроскопа, три стационарных металлодетектора и один определитель паров взрывчатых веществ. В связи с усложнением задач, решаемых в интересах безопасности, штатная численность подразделения досмотра увеличена на 50%, численность службы охраны — на 40%. Весь личный состав служб авиационной безопасности и охраны был обеспечен новой форменной одеждой. Значительно улучшены бытовые условия, расширены производственные и бытовые площади, проведен ремонт помещений. Практически 100% сотрудников служб досмотра и охраны прошли обучение по программе КПК.
Был сдан в эксплуатацию новый терминал для обслуживания пассажиров VIP- и бизнес-класса. Для обеспечения авиационной безопасности терминал оснащен всем необходимым оборудованием, включая системы видеонаблюдения, контроля доступа, полный комплект досмотрового оборудования. Приобретение новой досмотровой техники позволило в значительной степени решить проблемы досмотра грузов, почты и багажа. В соответствии с требованиями руководящих документов приведено периметровое ограждение аэропорта. Полностью завершены работы по асфальтированию объездной дороги вдоль периметра, произведена вырубка лесной поросли и кустарников вдоль ограждения. 4,5 км периметра усилены специальным ограждением «Егоза». Охрана помещений обеспечена установкой нового пульта централизованного наблюдения для службы охраны. Смонтирована система пожарной сигнализации, приобретены новые комплекты радиостанций. Регулярно проводились уточнение и доработка планов, расчета сил и средств, списков личного состава, задействованных при проведении первой стадии операции «Набат», уточнялись места сбора и размещения групп.
Согласно рекомендациям Федеральных авиационных правил, во взаимодействии с Казанским ЛОВД на воздушном транспорте обеспечена 50-метровая зона безопасности перед аэровокзалом. В целях предотвращения незаконного проезда (прорыва) автотранспорта на территорию аэропорта для транспортного КПП закуплено и установлено заградительное устройство. Автомобили организаций, занимающихся перевозкой грузов и почты через грузовой склад, допускаются на территорию аэропорта только в сопровождении сотрудников службы охраны.
Однако реализовано не все, что требуется для надежной защиты аэропорта и воздушных судов, да и развитие ситуации на фронте борьбы с террором требует от нас все новых и новых решений. Многие проблемы, связанные с защитой гражданской авиации, еще не решены.
Серьезной проблемой не только для данного аэропорта, но и для всех международных аэропортов РФ, явилась необходимость реализовать требования постановления Правительства РФ № 711. Главной проблемой здесь является несоответствие возможностей аэропорта оплачивать услуги вневедомственной охраны при МВД РФ и жесткий напор руководства МВД. Некоторые законодательные акты РФ, руководящие документы ведомств обременяют службы авиационной безопасности не свойственными им функциями. Необходимо в подзаконных актах четко и конкретно определить случаи, в которых может проводиться послеполетный досмотр. Багаж и пассажиры, удаленные из воздушного судна, его безопасности не угрожают — razgovorodele.ru. Целесообразно исключить из практики привлечение к патрулированию совместно с полицией в аэровокзалах и других элементах инфраструктуры аэропортов сотрудников подразделений досмотра как меру, отвлекающую работников САБ от исполнения ими прямых служебных обязанностей.
Серьезным фактором, создающим проблемы при производстве всех видов досмотра, является то, что в проектах практически всех аэропортов, построенные ранее, не предусмотрены зоны и площади для размещения досмотрового оборудования, пунктов досмотра. Все это приходится буквально втискивать в имеющуюся схему обслуживания пассажиров. Особенно напряженная ситуация с рабочими площадями складывается в тех аэропортах, которые планировались для обслуживания только внутренних авиалиний, а затем приняли на себя функции международных. Самой большой проблемой для аэропорта является именно необходимость реконструкции, перестройки из за невозможности создать не только комфорт для пассажиров, но и выполнить минимальные нормы их размещения. Есть необходимость вынести эту проблему на уровень государственной программы с поддержкой государственного бюджета.