Главная » Информационное обеспечение » Тематические материалы » Распределенные информационные системы

Распределенные информационные системы

В некомпьютерных информационных технологиях информационные ресурсы организаций и предприятий, с одной стороны, разделены и распределены логически (по различным подразделениям, службам) и физически (находятся в различных хранилищах, картотеках, помещениях). С другой стороны, информационные ресурсы создаются и используются своей определенной частью или в целом коллективно или индивидуально. Иначе говоря, с одними и теми же документами, картотеками и прочими информационными массивами могут в рамках общего проекта или в своей части одновременно работать несколько сотрудников и подразделений.

Первоначальные подходы к созданию баз данных АИС заключались в сосредоточении данных логически и физически в одном месте — на одной вычислительной установке. Однако такая организация информационных ресурсов чаще всего является не совсем естественной с точки зрения традиционных («бумажных») информационных технологий конкретного предприятия (организационной структуры) и при внедрении АИС происходит «ломка» привычных информационных потоков и структур. Все информационные ресурсы предприятия, организации сосредотачиваются централизованно в одном месте, что требует определенных технологических, кадровых и материальных затрат и может порождать ряд новых проблем и задач — razgovorodele.ru. Следует отметить, что такому подходу также способствовала и господствующая на начальном этапе автоматизации предприятий и организаций в 70-х годах прошлого века тогдашняя парадигма вычислительных систем — общая мощная вычислительная установка (main frame) и групповая работа пользователей с удаленных терминалов через системы разделения времени.

Опыт внедрения автоматизированных систем управления в различных организационных структурах в те годы показал не всегда высокую эффективность подобной автоматизации, когда новые технологические информационно-управленческие подразделения (отдел автоматизации, отдел АСУ, информационная служба и т. п.) и новые электронные информационные потоки зачастую функционировали вместе с сохраняющимися традиционными организационными структурами, а также вместе с традиционными («бумажными», «телескопными») информационными потоками. Осознание подобных проблем постепенно стало приводить к мысли о распределенных информационных системах.

Понятие распределенных информационных систем, принципы их создания и функционирования

Системы на основе технологий «Клиент-сервер» исторически выросли из первых централизованных многопользовательских автоматизированных информационных систем, интенсивно развивавшихся в последние десятилетия прошлого века (системы main frame), и получили, вероятно, наиболее широкое распространение в сфере информационного обеспечения крупных предприятий и корпораций.

Технологии и модели «Клиент-сервер»

Модель файлового сервера является наиболее простой и характеризует собственно не столько способ образования фактографической информационной системы, сколько общий способ взаимодействия компьютеров в локальной сети. Достоинством данной модели являются ее простота, отсутствие высоких требований к производительности сервера (главное — требуемый объем дискового пространства). Следует также отметить, что программные компоненты СУБД в данном случае не распределены, т. е. никакая часть СУБД на сервере не инсталлируется и не размещается.

Модель файлового сервера

Модель удаленного доступа к данным основана на учете специфики размещения и физического манипулирования данных во внешней памяти для реляционных СУБД. Общение клиента с сервером происходит через SQL-инструкции, а с сервера на клиентские установки передаются только результаты обработки, т. е. наборы данных, которые могут быть существенно меньше по объему всей базы данных.

Модель удаленного доступа к данным
Модель сервера базы данных

Чтобы разнести требования к вычислительным ресурсам сервера в отношении быстродействия и памяти по разным вычислительным установкам, используется модель сервера приложений.

Модель сервера приложений

Сердцевиной и основой эффективности функционирования многопользовательских систем «Клиент-сервер» является эффективное управление транзакциями. Собственно само понятие транзакции возникло именно в процессе исследования принципов построения и функционирования централизованных многопользовательских реляционных СУБД. Транзакции играют важную роль в механизме обеспечения СУБД ограничений целостности базы данных. Ограничения целостности непосредственно проверяются по завершению очередной транзакции.

Мониторы транзакций
Технологии объектного связывания данных

Во многих случаях узким местом распределенных систем, построенных на основе технологий «Клиент-сервер» или объектного связывания данных, является недостаточно высокая производительность из-за необходимости передачи по сети большого количества данных. Определенную альтернативу построения быстродействующих распределенных систем предоставляют технологии реплицирования данных.

Технологии реплицирования данных

Развитие и все более широкое распространение распределенных информационных систем, определяемое самой распределенной природой информационных потоков и технологий, является основной перспективой развития автоматизированных информационных систем.