Основанием для определения содержания национальной безопасности, в рамках классических традиций и имеющейся мировой практики, является наличие сформулированных национальных интересов — осознанных потребностей нации в самосохранении и развитии. Под интересом понимается причина действий индивидов, социальных общностей (класса, нации, профессиональной группы), определяющих их социальное поведение.
Интересы различают: а) по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные); Предпосылкой идеи национальных интересов стало обособление племенных, а затем государственных и национальных общностей, породившее стереотипы сознания в делении мы — они, наше — не наше. Но ее современное понимание начало формироваться лишь на рубеже 18-го и 19-го столетий. Особое значение в этом плане имело становление институтов гражданского общества и демократических механизмов, способствующих выявлению народной (национальной) воли и ее определяющему воздействию на политику государств. Выработанные европейской цивилизацией концепции национальных интересов как совокупности общих интересов граждан национального государства и национальной безопасности, как системы государственной защиты этих интересов, личности, собственности, основываются на реально существующем в развитых странах гражданском обществе. Признанные к концу XX века практически во всем мире демократические институты обеспечивают приближение к такому порядку, при котором народ если и не полновластно распоряжается своей судьбой, то, по крайней мере, не целиком лишен такой возможности. В дореволюционной России концепция национальных интересов имела форму утверждения монархического строя. Тогда сущность государства определялась формулой «самодержавие — православие — народность». После Октябрьской революции 1917 года концепция национальных интересов оказалась невостребованной уже из-за ориентации на интернационализм. Таким образом, можно считать, что к моменту распада СССР в 1991 году в России отсутствовала целостная концепция национальных интересов и их защиты. В идеологии Советского государства доминирующее положение среди всех интересов занимали классовые интересы, что объяснялось известным положением марксистско-ленинской философии об объяснении всех интересов, исходя из классовых: «люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов». Следует отметить, что даже с появлением таких понятий, как «новая социальная и интернациональная общность людей — советский народ», национальные интересы как общенародные интересы не были определены, хотя это логично бы вытекало из изначального понимания «интереса» (нужды, потребности) и «нации» (лат. natio — народ). Предполагалось, что «после полной победы коммунизма всестороннее сближение наций приведет к постепенному исчезновению национальных различий». Нация понималась только исходя из значения в узком смысле, как «исторически сложившаяся форма общности людей, которая приходит на смену народности», и рассматривалась лишь как составная часть народа наряду с народностями. Вместо национальных интересов руководством правящей партии и страны на этапе горбачевской перестройки были предложены «общечеловеческие ценности» в качестве главного национального приоритета. Центральной проблемой в определении национальных интересов является установление их объектного состава. Характерно, что в отличие от английского языка, допускающего употребление понятия Nation в качестве синонима понятия State, в русском языке два эти понятия — нация и государство — четко различаются. И многие теоретики при определении понятия национальных интересов исходили из потребностей страны, но в дальнейшем понимали под национальными интересами наиболее существенные потребности российского общества и государства, удовлетворение которых обеспечивает их существование и развитие и которые поэтому являются важнейшими целями внутренней и внешней политики. В то же время в этом понятии национальных интересов отсутствуют потребности личности как основа интересов человека. Следует признать, что это достаточно распространенная ошибка, когда забывают включать этот элемент в структуру национальных интересов. Производным такого подхода является понимание национальной безопасности как совокупности только государственной и общественной безопасности. Таким образом, исходя из предложенных определений и классификации интересов, национальный интерес возникает только тогда, когда его субъектом выступает нация, что не равнозначно общенародному интересу. Поэтому необходимо рассматривать понятие «нация» в широком смысле как равнозначное «народу», а национальные интересы определять исходя из степени их общности. Некоторые ученые предлагают решение этой проблемы за счет введения понятия «общенациональные интересы». |