Доктрина информационной безопасности Российской Федерации и конкретизирующие основные направления ее нормативного правового обеспечения, создают концептуальную основу для комплексного и взаимосвязанного развития законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности. В современных условиях все страны должны разработать всеобъемлющие, перспективные и устойчивые национальные электронные стратегии. Ведущая роль в этом процессе должна принадлежать органам государственного управления. Частный сектор и гражданское общество, в диалоге с органами государственного управления, должны сыграть важную консультативную роль в формировании национальных электронных стратегий.
Укрепление доверия и безопасности при использовании информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является одним из ключевых принципов построения открытого информационного общества. При этом информационная безопасность и безопасность сетей (которые рассматриваются как два самостоятельных направления — razgovorodele.ru), вместе с защитой неприкосновенности частной жизни и прав потребителей составляют основу для доверия со стороны пользователей ИКТ. Реализация указанного принципа предусматривает, в том числе: а) укрепление доверия пользователей, повышение надежности и защиты целостности данных и сетей связи; анализа существующих и потенциальных угроз в области ИКТ и др.; В литературе справедливо обращается внимание на правовые аспекты защиты информации, которые могут возникнуть при недостаточно продуманном или злонамеренном использовании электронно-вычислительной техники. К ним относятся: 1. Правовые вопросы защиты массивов информации от искажений и установления юридической ответственности по обеспечению сохранности информации.
Сегодня совершенно понятна необходимость формирования, развития и внедрения глобальной культуры кибербезопасности в сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами и компетентными международными организациями. Это означает деятельность, направленную на предотвращение возможности использования ИКТ в целях, которые несовместимы с задачами обеспечения международной стабильности и безопасности и способны оказать отрицательное воздействие на целостность государственных инфраструктур, нанося ущерб их безопасности, включая предотвращение использования информационных ресурсов и технологий в преступных и террористических целях. Одним из элементов благоприятной среды для формирования и существования информационного общества названо верховенство права. Таким образом определяется стратегия деятельности общества и государства в деле обеспечения информационной безопасности, включая перспективные задачи правового обеспечения этих процессов. Основные направления нормативного правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации конкретизируют эти задачи в среднесрочной перспективе. Из числа первоочередных мер по совершенствованию нормативного правового обеспечения информационной безопасности, намеченных Основными направлениями нормативного правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, в течение последних двух десятков лет приняты кодифицированные нормативные правовые акты, отдельные положения которых составляют нормативную базу информационной безопасности, в том числе: Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации. Анализ практики правового регулирования в сфере обеспечения информационной безопасности позволяет констатировать, что формирование правовой базы осуществляется недостаточно интенсивно, бессистемно, без должного анализа практики правоприменения и учета рекомендаций международных организаций, членом которых является Россия. Противоречивость и неразвитость правового регулирования общественных отношений в информационной сфере приводят к серьезным негативным последствиям: — не обеспечивается эффективная реализация и защита конституционных прав личности на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и достоинства (на это указывают масштабы неконтролируемого распространения баз, содержащих персональные данные, распространение таких данных в Интернете — razgovorodele.ru); Информационное общество не может быть построено по указанию свыше, это процесс, который требует деятельного участия бизнеса и гражданского общества. Наблюдаются позитивные изменения в позиции бизнеса по отношению к развитию законодательства. Для того чтобы этот диалог не прерывался, необходимо в разумных пределах сделать публичным процесс подготовки законопроектов в сфере информационной безопасности. |
Главная » Безопасность » Защита16 » Развитие законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности